Фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области»
ул. Карла Маркса, д. 7, оф. 114; приемная/факс: (3822) 903-971
Телефон горячей линии (3822) 903-966.
info@kapremont.tomsk.ru

Собственность — это и право, и ответственность

25.10.2023

      Во время производства работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций многоквартирных домов (тепло-, водо-, газоснабжения) часто возникают ситуации, связанные с отказом некоторых собственников помещений в предоставлении доступа работникам подрядной организации к такому имуществу для его ремонта и замены. 

      Возникает конфликт, в котором, от таких неправомерных отказов страдают другие собственники этого же дома. Информируем, что в этом случае законодательство РФ предусматривает возможность обращения в суд с исковым заявлением о понуждении собственников к предоставлению доступа в помещения.

      Согласно определению Верховного суда РФ от 19.03.2020 по делу № 309-ЭС20-1231, региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за его пределы. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса РФ, которая не предусматривает обязанности по обращению в суд с иском о понуждении собственников к предоставлению доступа в помещения.

      Нормы права, определяющей у какого юридического лица есть обязанность обращаться в суд с подобным иском при проведении капитального ремонта, в действующем законодательстве РФ отсутствуют. В таком случае, согласно части 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

      Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исполнитель (управляющая или обслуживающая организация, товарищество собственников жилья) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

      В силу требований подпункта «е» пункта 34 Постановления № 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

      Таким образом, при проведении капитального ремонта если собственник не допускает в помещение, иск о понуждении таких собственников к предоставлению доступа должны подавать в суд организации, ответственные за управление и обслуживание общего имущества многоквартирного дома.

      Вместе с тем, независимо от того, какая из организаций будет обращаться в суд, региональный оператор капитального ремонта многоквартирных домов обращает внимание всех собственников, что доступ в жилое помещение судом будет предоставлен. При этом исполнение судебного решения может осуществляться принудительно с участием сотрудников Федеральной службы судебных приставов с возложением всех расходов на такого собственника.